Главная > Методики для коррекции заикания

Методики для коррекции заикания


Закрыть ... [X]

Журнал №3-2012

С давних времен люди пытались найти средство избавления от заикания, причем такое, чтоб – сразу и навсегда. Что только не предлагалось в качестве панацеи! Например, в XIX веке в Европе широко распространен был способ подрезания уздечки языка. В то время ученые были убеждены, что ребенок заикается из-за плохой подвижности короткого языка. К счастью, это не подтвердилось, и метод был благополучно забыт…
Поиски методов
Особые надежды возлагались на медицинские препараты, оказывающие влияние на нервную систему. К сожалению, от заикания они не спасают. Однако при наличии невроза определенную помощь оказывают.
Противосудорожные препараты сами по себе тоже оказались бесполезны, хотя в комплексе с другими лечебными методами они помогают отдельным заикающимся.
В современной медицине получили распространение методы вмешательства в процесс управления отдельными функциями человеческого организма. В их основе лежит представление о том, что организм управляет какой-либо мышцей, посылая к ней по нервам сигнал, и контролирует результат с помощью информации, поступающей от этой мышцы по другим нервам. Если результат отличается от необходимого, мозг посылает новый сигнал и так далее. Такие методы (они называются методами регуляции биологических обратных связей) применяются в спорте для восстановления движений после травм, а также они оказались полезны при коррекции заикания. В чем его суть? В середине прошлого века американский исследовательЛи предлагал людям слушать их речь с небольшой – 0,2 с – задержкой. Это так называемыйэхо-эффект. Выяснилось, что речь в таких случаях замедлялась, и появлялось небольшое заикание. Другие исследователи решили проверить, нельзя ли эту особенность использовать для исправления заикания. И – о чудо! – не менее 95 % заикающихся замедляли процесс говорения при эхо-эффекте в 0,1 с и избавлялись от запинок. Метод получил широкое распространение, но, к сожалению, в нашей стране он используется незначительно из-за отсутствия специальной аппаратуры.
Также для коррекции заикания применяют метод, при котором через наушники заикающемуся подают так называемый белый шум, то есть заглушают его собственную речь. Эффективность этого объясняется, скорее всего, тем, что внимание заикающегося отвлекается от собственных запинок.
Если вы смотрели художественный фильм «Противостояние», то могли наблюдать довольно болезненную процедуру лечения заикания. Пациентов заставляют долго и непрерывно говорить, и как только они делают запинку – получают удар электрического тока (лично мое мнение, что от этого можно,наоборот, начать заикаться).
Если при заикании нарушается моторная организация речи, почему бы тогда не исправлять запинки с помощью двигательных упражнений? Особенно, если вспомнить, что движения пальцев рук в принципе способствуют развитию речи. Также думала и Н. Арутюнян.Суть ее методикив том, что при говорении пальцы рук двигаются наподобие игры на пианино, выделяя сильные доли во фразах. Данная методика успешно используется в работе даже с самыми тяжелыми случаями заикания как у детей, так и у взрослых.
Стоит упомянуть и такой метод, как гипноз. Суть его довольно проста. Врач вызывает у заикающегося искусственный сон с помощью своего голоса и некоторых специальных приемов, затем делает лечебные внушения. Это производит больший эффект, чем внушение в состоянии бодрствования, но есть и свои минусы. Так, например, не все люди поддаются гипнозу, результаты довольно нестойкие, плюс возникает определенная зависимость пациента от врача, и она требует специальных приемов по ее снижению.
Большинство специалистов на сегодняшний день используют в работе с заикающимися различныеметоды, применяя их комплексно, добавляя лечебные ванны, рефлексотерапию, массаж и другиефизиотерапевтические процедуры.

Коррекция заикания должна быть комплексной и системной!Необходимосочетание логопедических занятий, физиотерапии, медикаментозного лечения, психотерапии и нормализации микросоциальной, семейной среды. Но подбирать методы нужно строго индивидуально!
 

Логопедические правила
Многие логопеды считают, что заикающиеся должны непременно пользоваться правилами спокойной речи. Впервые такие правила были разработаны Альбертом и Германом Гуцманами в 20-х годах XX века. Однако и сегодня они не потеряли своей значимости и дают неплохие результаты. Вот эти правила:

 

1. Говори медленно и спокойно, т. е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
4. При разговоре стой или сиди прямо.
5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай слова между собой так, как будто все предложение представляет собой одно длинное слово.
12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.


Как заметить проблему?

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя заметить первые признаки заикания и своевременно начать коррекционную помощь.
Стоит насторожиться, если ребенок:

1) вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить, причем это может длиться от нескольких часов до нескольких дней. После этого речь возвращается, но часто уже с запинками. Если успеть «перехватить» малыша и отвести его к логопеду, можно предотвратить заикание или минимизировать последствия;
2) постоянно употребляет перед словами лишние гласные, напримерИ или А;
3) повторяет слоги или даже целые слова в начале предложения;
4) делает вынужденные остановки в середине предложения;
5) испытывает трудности при начале говорения.


Как бороться?

Заикающийся малыш должен постоянно находиться под наблюдением логопеда и невролога (психоневролога).
Нельзя читать книги или смотреть телевизионные программы, которые не соответствуют возрасту ребенка. Крайне нежелательно читать или смотреть что-то страшное, агрессивное, особенно перед сном. Помните, что нервная система заикающихся деток легко возбудима и требует особой заботы.
Также нельзя чересчур баловать детей, исполнять все их капризы и потакать любым эмоциональным всплескам. Однако перегибать палку и слишком много требовать тоже нельзя (как, собственно, и при отсутствии заикания). Правила для ребенка должны соответствовать его возрасту и быть неизменными со стороны всего близкого окружения как в семье, так и в садике, школе.
Если ваш малыш болеет или недавно перенес какое-то заболевание, берегите его от большого количества впечатлений, будь то мультфильмы, книги или развлечения в шумных местах.
Весьмаосторожно надо продумывать наказания. Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного в комнате, особенно в темной. Лучше пусть, например, какое-то время спокойно посидит на одном месте или не поиграет в любимую игру.
Будет очень хорошо, если ребенок подружится со спокойными, хорошо говорящими детьми и будет играть с ними в спокойные игры, не требующие от малыша активного говорения.
Неплохо заниматься музыкой, пением и танцами. Такие занятия развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа и ритма, которые нарушаются при заикании.
Говорите с малышом четко и плавно, неторопливо. Но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.Часто делайте паузы. Ждите несколько секунд после того, как ваш малыш закончил говорить, и только потом продолжайте беседу. Избегайте советов типа «говори медленнее», «скажи еще раз, но медленно». Они воспринимаются как бессмысленные и не помогают.
В разговоре используйте мимику и жесты, чтобы ребенок мог убедиться, что для вас важнее содержание разговора, а не то, как он говорит. Обязательно следите за зрительным контактом, только делайте это естественно.
Следующий совет будет полезен всем родителям без исключения. Ежедневно, желательно в одно и то же время, посвящайте все свое внимание ребенку в течение хотя бы пяти минут. Пусть малыш руководит вами и вашим общением в эти минуты. Если он выберет речевое общение, говорите медленно, спокойно, делая много пауз. Такие тихие «пятиминутки» создадут благоприятную атмосферу, помогут малышу убедиться в том, что с ним приятно общаться.
Научите всех членов вашей семьи говорить поочереди и слушать друг друга (нам всем этого зачастую не хватает, не так ли?). Научитесь сами и научите ваших близких избегать прерываний чужих фраз, критических замечаний и слишком частых вопросов во время разговора.
Помните, что безусловное принятие заикающегося малыша – самый мощный фундамент, на котором будет базироваться успешная коррекционная работа.
Парадоксальная дыхательная гимнастика
Основой для звучания нашей речи является правильное речевое дыхание и свободная четкая артикуляция. У заикающихся, как правило, дыхание неритмично и объем выдыхаемого воздуха недостаточен. Зачастую такие дети говорят вообще на вдохе, а не на выдохе, или даже задерживают дыхание в момент произнесения слов. Обратите внимание: если малыш поднимает плечи, грудную клетку и втягивает живот во время вдоха, делает слишком большой вдох или очень короткий выдох, часто дышит или сутулится, это значит, что пришла пора работать над речевым дыханием.
В логопедической практике широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Почему парадоксальная? Потому что в ней акцент делается на вдохе, а не выдохе.
При выполнении этой гимнастики необходимо соблюдать 4 основных правила.
Первое и главное правило – делать вдох шумно, резко и коротко. Вот как пишет сама Стрельникова: «„Гарью пахнет! Тревога!“ И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка – тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух».
Второе правило нельзя думать о выдохе. Он будет самопроизвольным. Рот лучше держать приоткрытым. Вдох должен быть значительно громче выдоха.
Третье правило повторять вдохи необходимо с определенной частотой, обычно на счет 2, 4 и 8. Темп – 60–72 вдоха в минуту. За один подход нужно будет научиться делать 1000–1200 вдохов, можно и больше – 2000. Поверьте, это только кажется сложным. Даже дошкольники после обучения запросто с этим справляются. Между дозами вдохов можно делать паузыдлительностью в 1–3 секунды.
Четвертое правило подряд нужно делать столько вдохов, сколько получится без напряжения. И постепенно увеличивать их количество.
Снятие напряжения
Как правило, дети с запинками очень эмоциональны, их нервная система легко выходит из равновесия. Даже незначительное происшествие становится для них сильным стрессом. Но это не значит, что их надо держать в тепличных условиях и сдувать пылинки. Надо научить ребенка расслабляться. Общее мышечное расслабление поможет им стать гораздо спокойнее в целом, снять и эмоциональное напряжение. А душевное равновесие поможет говорить свободно.
Для начала, надо, чтобы малыш ощутил разницу между состоянием напряжения и расслабления. Сжали руки в кулаки – расслабили, напрягли мышцы ног – отдохнули. Такие упражнения делаются в определенной последовательности: руки, ноги, все туловище, верхний плечевой пояс и шея, артикуляционный аппарат.
Можно выполнять такие упражнения:
«Кулачки».Сидя, свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.
«Замок».Стоя, ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.
«Сосулька».Стоя, представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело. После опустить руки, расслабляя их.
«Листья».Стоя представить, что «листья растут», тянуть руки вверх с напряжением. Затем сбросить руки вниз, встряхнуть расслабленными руками.
«Часики».Стоя ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
«Дождь».Сидя, голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять некоторое время. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.
«Орех».Сидя, сжать зубы и губы. Челюсти напряжены. Представить, как сжимается и разгрызается крепкий орех. Затем расслабить мышцы челюсти, приоткрыть рот, разомкнуть зубы, приоткрыть губы.
Упражнения на релаксацию надо повторять регулярно и систематически. Причем во время занятий надо следить затем, чтобы у ребенка не возникло негативных эмоций и он не стал хуже говорить. В этом методики для коррекции заикания случае упражнения надо прекратить, хотя бы на какое-то время.
После мышечного расслабления погладьте малыша по спине и произнесите «волшебные» слова: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глаза закрыты. Во всем теле приятное тепло. Руки усталые, расслабленные, отдыхают. Ноги усталые, расслабленные, отдыхают. Хорошо, приятно отдыхать. Приятно чувствовать расслабленность. Все тело: ноги, руки, спина, шея – теплые, расслабленные». Эта формула произносится мягким, спокойным голосом, с уверенной интонацией. Каждое предложение надо повторить два раза. Затем, на фоне расслабления, добавляется формула правильной речи: «Мы говорим неторопливо и спокойно».
После проведения таких упражнений дети учатся снижать напряжение мышц, в том числе и органов артикуляции, контролировать состояние расслабления, свободно дышать и выполнять движения.
Важно помнить
В заключение хочется сказать, что все вышеперечисленные занятия требуют контроля со стороны специалистов. Поэтому старайтесь максимально поддерживать контакт с логопедом и неврологом (психоневрологом). У вас все получится!..

Читайте также:

Эх, хороша холодная водица!

Когда роды не за горами

Детская ортодонтия: чтобы с прикусом не было проблем. Часть I

Ребенок в тисках боли…


Источник: http://www.bambini.by/articles/metodi-preodolenija-zaikanija/

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Современные методы коррекции заикания Независимый сайт Отношения их графы и графики


Методики для коррекции заикания Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой
Методики для коррекции заикания Методика коррекции заикания - Логопедический портал
Методики для коррекции заикания Методы лечения заикания - Арлилия: Центр лечения и
Методики для коррекции заикания Методики коррекции речи. Методики по заиканию
Методики для коррекции заикания Методы коррекции заикания у дошкольников
Методики для коррекции заикания Методы преодоления заикания Bambini
Методики исправления заикания Cached Блефаропластика - пластика верхних и нижних век Высыпания на коже при аллергии. Фото аллергии на Девушка в маске Гая Фокса на аву вконтакте - Дом картинок Жених отменил свадьбу после того как увидел что происходило на


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ